Налоговый мониторинг для резидентов ОЭЗ: упрощают правила — усиливают надзор

За почти два десятилетия существования особых экономических зон (ОЭЗ) в России бизнес вложил в них порядка 1 трлн рублей. Минэкономразвития рассчитывает, что эта сумма увеличится ещё на 5 трлн в перспективе, благодаря улучшениям условий работы внутри зон. Ведомство намерено добиться этого, убрав отраслевые ограничения и одновременно усилив контроль за резидентами: все участники ОЭЗ будут переведены на режим налогового мониторинга.

Такой шаг позволит снизить напряженность между ОЭЗ и Минфином, который неоднократно критиковал эффективность экономических зон и высказывался за сокращение предоставляемых налоговых послаблений. Теперь ведомство рассчитывает, что усиление налоговой прозрачности поможет сохранить поддержку программы.

За 2023 год компании вложили в ОЭЗ 339 млрд рублей — почти в два раза больше, чем годом ранее. Для сравнения: в 2022 году было привлечено 197 млрд, а в 2021 — 150 млрд. На текущий момент на территории 50 действующих зон в 43 регионах работает более 1,1 тысячи компаний. Они уже создали 66 тысяч рабочих мест, и планируется увеличение до 150 тысяч.

В прошлом году резидентами стали 177 новых компаний. Среди наиболее динамичных зон остаются «Алабуга», «Липецк» и «Ульяновск» в промышленном сегменте, а в сфере технологий лидируют «Технополис "Москва"», «Дубна» и «Иннополис». В сегменте, ориентированном на импортозамещение, выделяется зона «Алга», активно развивающая промышленную кооперацию.

Минэкономразвития продолжает расширять сеть ОЭЗ — рассматривается открытие новой зоны в Шебекино (Белгородская область). Помимо этого, планируется снять запреты на определённые виды деятельности: возможно, скоро будет разрешено размещение производств по переработке нефтехимической продукции и выпуску сладких газированных напитков.

Ранее уже были предприняты меры по упрощению работы внутри зон: сократили сроки получения статуса резидента, улучшили систему управления, а также закрепили не только налоговые, но и регуляторные условия для инвесторов. Однако теперь ведомство нацелено на ужесточение контроля за выполнением обязательств — невыполнение может привести к одностороннему расторжению соглашения, а право выкупа земли предоставляется только после реализации договорённостей.

Управляющим компаниям поручено обеспечить переход крупных компаний на налоговый мониторинг. Что касается малого и среднего бизнеса, для них могут быть предусмотрены послабления — особенно в части установки необходимого программного обеспечения. Ключевые претензии Минфина касаются недостаточной прозрачности в налоговой отчетности — особенно среди компаний, которые, пользуясь льготами, фактически не показывают финансовую активность. В ответ на это Минфин предложил связать объем предоставляемых льгот с фактическими капитальными вложениями и затратами на НИОКР, чтобы стимулировать реальный рост.