Налоговый мониторинг: причины перейти на новый уровень взаимодействия с ФНС

Налоговый мониторинг — это уже не просто альтернатива традиционным проверкам, а современный и прозрачный формат конструктивного взаимодействия между бизнесом и налоговыми органами. Этот механизм продолжает активно развиваться. Если в 2016 году участие в нём приняли лишь 7 компаний, то к 2024 году их стало 569. В 2025 году к налоговому мониторингу подключились ещё 169 компаний — в том числе из сектора среднего бизнеса, благодаря очередному смягчению требований.

Почему предпринимательское сообщество доверяет этой модели всё больше? Рассмотрим 10 ключевых преимуществ, которые получают участники налогового мониторинга.

1. Минимизация расходов и оптимизация ресурсов

Участие в мониторинге позволяет избежать традиционных проверок, а значит — и затрат на юридическое сопровождение, аудит и отдельные команды. Контрольные процедуры проходят удалённо и без вмешательства в операционную деятельность. В среднем срок проверок сокращается почти в три раза — до 1 года и 9 месяцев. Подробнее о процедуре — в статье «Как проводится налоговый мониторинг?»

2. Сокращение количества запросов

Вместо стандартных письменных требований от налоговой компании предоставляют инспекторам удаленный доступ к нужным данным через защищенные каналы — будь то витрина данных, внутренняя система, либо ЭДО. Это упрощает документооборот и экономит время сотрудников, а также снижает административную нагрузку на бизнес. Список необходимых систем и бумаг описан в материале «Какие документы нужны для вступления в налоговый мониторинг?»

3. Совершенствование процессов контроля

За счет цифровой интеграции с системой АИС «Налог-3» появляется возможность проводить глубинную аналитику операций. Налоговые органы применяют риск-ориентированный подход и концентрируют внимание только на потенциально проблемных участках, а не проверяют всё подряд. Это повышает качество контроля и делает его более точечным и адекватным.

4. Системный анализ рисков и развитие внутреннего контроля

Мониторинг стимулирует бизнес выстраивать полноценную систему внутреннего контроля: четкую структуру процедур, регулярные проверки, управление налоговыми рисками, соответствие IT-систем. ФНС не просто наблюдает, а совместно с организацией анализирует риски и помогает совершенствовать процессы — что в итоге снижает вероятность ошибок и позволяет избежать штрафов. Подробнее о практиках — в статье «Налоговый мониторинг: как устранять нарушения?»

5. Возможность получения официальной позиции ФНС

Компании могут заранее направить запрос на мотивированное мнение налоговой службы по сложным или спорным вопросам. Это позволяет еще до совершения сделки получить уверенность в правильной трактовке налогообложения. Более того, наличие таких мнений резко снижает число спорных позиций и налоговых разногласий. Подробности — в материале «Механизм мотивированного мнения с ФНС России: как снизить риск штрафов?»

6. Прозрачное налоговое планирование

Мониторинг помогает заранее согласовать подход к налогообложению еще не заключённых сделок. Это особенно важно при планировании крупных контрактов или реструктуризации. Возможность получить обоснованную позицию ФНС до совершения действий позволяет избежать ошибок и точно рассчитать налоговые последствия.

7. Отказ от камеральных и выездных проверок

Формат налогового мониторинга предусматривает замену традиционных форм контроля. На период действия мониторинга исключаются как камеральные, так и выездные проверки. Это исключает внезапные визиты инспекторов и позволяет компаниям работать в стабильном и предсказуемом режиме.

8. Освобождение от санкций при соблюдении рекомендаций

Если компания соблюдает рекомендации ФНС, изложенные в мотивированном мнении, и при этом предоставила полную и достоверную информацию — она освобождается от возможных штрафов и пеней даже в случае последующего изменения позиции налогового органа.

9. Ускоренное возмещение НДС и акцизов

Для участников мониторинга предусмотрен упрощённый механизм возврата НДС: не требуется ни банковская гарантия, ни поручительство. В течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления налоговый орган принимает решение — о возмещении налога либо об отказе в его возврате. В случае положительного решения одновременно определяется способ: зачесть возмещаемую сумму в счёт существующей задолженности либо вернуть её на расчётный счёт налогоплательщика — в зависимости от наличия долговых обязательств. При выборе возврата, ФНС в срок не позднее следующего рабочего дня направляет поручение в Федеральное казначейство на перечисление средств. Казначейство, получив такое распоряжение, обязано исполнить его на следующий рабочий день. После этого денежные средства зачисляются на расчётный счёт налогоплательщика. При этом, если на едином налоговом счёте (ЕНС) организации недостаточно средств, будет возвращена лишь сумма, равная положительному сальдо счёта.

10. Укрепление деловой репутации

Участие в налоговом мониторинге — это знак доверия и открытости компании. Такой подход повышает авторитет организации в глазах партнеров, инвесторов и государственных структур. Он также положительно сказывается на клиентской лояльности и повышает шансы на привлечение инвестиций.