Как осуществляется процедура налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг охватывает календарный год, однако сотрудничество с ФНС этим не ограничивается. После окончания отчетного периода у налоговой службы остаётся ещё девятимесячный срок для проверки достоверности представленных данных. Это означает, что финальные выводы по результатам мониторинга могут быть подведены до 1 октября следующего года. В случае, если налогоплательщик подаёт уточнённую декларацию, этот срок может быть продлён.

Кто отвечает за проведение мониторинга

Контроль за налогоплательщиками, участвующими в мониторинге, осуществляют специальные подразделения ФНС — межрегиональные и межрайонные инспекции, где функционируют отдельные отделы, отвечающие только за налоговый мониторинг. Каждому участнику закрепляют двух инспекторов — основного и резервного, а также руководителя отдела, у которого есть доступ к аналитическим данным компании. Все трое совместно осуществляют контроль, координируют действия и анализируют налоговую информацию.

Основной подход: фокус на риски

Мониторинг строится не на сплошной проверке всех документов, а на анализе потенциально рискованных операций, как это предусмотрено в распоряжении Правительства РФ № 381-р от 21.02.2020. Инспектор сосредотачивается на тех аспектах учёта, где возможно искажение данных или наличие ошибок.

Примеры зон анализа:
  • НДС: выявляются «разрывы» в цепочке поставок и анализируется корректность отражения операций с использованием системы контроля НДС-2.
  • Налог на прибыль: оцениваются начисления амортизации, правильность отнесения активов к группам и обоснованность включения затрат в налоговую базу.
Компании, только что подключившиеся к мониторингу, проходят более тщательный анализ. Напротив, организации, которые успешно взаимодействуют с ФНС в этом формате на протяжении нескольких лет и выстроили зрелую систему внутреннего контроля, проверяются выборочно — в пределах конкретных рисков.

Раскрытие информации и установленные сроки

Приказ ФНС № ЕД-7-23/476 от 11.05.2021 обязывает налогоплательщика в течение месяца после подачи декларации предоставить расшифровку данных, включая ссылки на первичные документы. Это означает, что инспектор начинает анализ не сразу после подачи отчётности, а только спустя 30 дней, когда у него появляется доступ ко всей необходимой информации.

Что вправе сделать инспектор

Налоговая служба имеет целый набор инструментов в рамках мониторинга:
  • Запрос пояснений
  • При обнаружении ошибок или сомнительных данных ФНС может обратиться за разъяснениями: устно (по телефону или через мессенджер), через систему раскрытия данных (витрину) или направить официальное требование (сервис № 13). Ответ от организации должен поступить в течение 5 рабочих дней. Если выявленные ошибки подтвердятся, налоговый орган направляет уведомление о намерении сформировать мотивированное мнение. У компании остаётся 15 дней на аргументированный ответ. При его отсутствии или неубедительности инспекция формирует мотивированное мнение с обоснованием своей позиции.
  • Истребование дополнительных документов — При нехватке информации инспектор может запросить документы через витрину (сервис № 12) либо в исключительных случаях — через ТКС. Ответ необходимо предоставить в течение 10 рабочих дней. При задержке — следует заранее предупредить инспекцию.
  • Вызов свидетелей — Статья 90 НК РФ разрешает налоговой службе приглашать свидетелей — физических лиц, обладающих знаниями по важным обстоятельствам (например, сотрудников партнёров или логистических служб).
  • Осмотр территории — Согласно статье 92 НК РФ, инспекция вправе осматривать помещения, если, к примеру, заявлено возмещение НДС или в декларации найдены несоответствия. Доступ обеспечивается на основании порядка, предусмотренного ст. 91 НК РФ.
  • Назначение экспертизы — При необходимости привлечения узких специалистов (например, в области юриспруденции или учёта) инспектор может инициировать проведение экспертизы. Она осуществляется по аналогии с теми, что используются в рамках обычных налоговых проверок (ст. 95 НК РФ).
Возможные изменения законодательства

В настоящее время рассматривается законопроект № 154001 от Минфина РФ, предполагающий расширение полномочий налоговиков. Планируется наделить инспекторов правом выемки документов и осмотра помещений при определённых условиях. Пока закон не принят, эти меры в налоговом мониторинге не применяются.

Форматы представления пояснений и документации

Организации могут направлять необходимые материалы несколькими способами:
  • лично — на бумаге с заверением,
  • по ТКС — в электронном виде,
  • посредством ИТ-систем — напрямую с сервера или в виде скан-копий с ЭЦП.
Важно отметить, что налоговый орган не может повторно запрашивать документы, ранее уже предоставленные, вне зависимости от того, каким способом они были переданы.

Возможны ли выездные проверки?

Выездные налоговые проверки в рамках мониторинга допускаются крайне редко. Однако они возможны в отдельных ситуациях:
  • при проверке нижестоящей инспекции вышестоящей;
  • при досрочном прекращении мониторинга;
  • в случае игнорирования мотивированного мнения;
  • если уточнённая декларация привела к снижению налоговой нагрузки или увеличению заявленных к возмещению сумм.
Заключение

Несмотря на процедуры контроля, налоговый мониторинг дает бизнесу множество преимуществ, с которые перечислены в статье «Налоговый мониторинг: причины перейти на новый уровень взаимодействия с ФНС», чтобы понять, почему компании стремятся к участию в этом режиме.