Спасибо!
OK
Вы записаны на консультацию. Наш сотрудник свяжется с Вами в течение рабочего дня.
""
""
""
""
""
""
""
Проверим готова ли ваша компания для вступления в НМ
Проведем демонстрацию работы аналитической системы (витрина данных)
Передадим презентацию решений для НМ
Передадим презентацию этапов вступления
Предоставим список необходимых документов для вступления
Составим план перехода вашей компании
Запишем на обучающий семинар
Что вы получите на консультации?
Получить консультацию

Как осуществляется процедура налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг охватывает календарный год, однако сотрудничество с ФНС этим не ограничивается. После окончания отчетного периода у налоговой службы остаётся ещё девятимесячный срок для проверки достоверности представленных данных. Это означает, что финальные выводы по результатам мониторинга могут быть подведены до 1 октября следующего года. В случае, если налогоплательщик подаёт уточнённую декларацию, этот срок может быть продлён.

Кто отвечает за проведение мониторинга

Контроль за налогоплательщиками, участвующими в мониторинге, осуществляют специальные подразделения ФНС — межрегиональные и межрайонные инспекции, где функционируют отдельные отделы, отвечающие только за налоговый мониторинг. Каждому участнику закрепляют двух инспекторов — основного и резервного, а также руководителя отдела, у которого есть доступ к аналитическим данным компании. Все трое совместно осуществляют контроль, координируют действия и анализируют налоговую информацию.

Основной подход: фокус на риски

Мониторинг строится не на сплошной проверке всех документов, а на анализе потенциально рискованных операций, как это предусмотрено в распоряжении Правительства РФ № 381-р от 21.02.2020. Инспектор сосредотачивается на тех аспектах учёта, где возможно искажение данных или наличие ошибок.

Примеры зон анализа:
  • НДС: выявляются «разрывы» в цепочке поставок и анализируется корректность отражения операций с использованием системы контроля НДС-2.
  • Налог на прибыль: оцениваются начисления амортизации, правильность отнесения активов к группам и обоснованность включения затрат в налоговую базу.
Компании, только что подключившиеся к мониторингу, проходят более тщательный анализ. Напротив, организации, которые успешно взаимодействуют с ФНС в этом формате на протяжении нескольких лет и выстроили зрелую систему внутреннего контроля, проверяются выборочно — в пределах конкретных рисков.

Раскрытие информации и установленные сроки

Приказ ФНС № ЕД-7-23/476 от 11.05.2021 обязывает налогоплательщика в течение месяца после подачи декларации предоставить расшифровку данных, включая ссылки на первичные документы. Это означает, что инспектор начинает анализ не сразу после подачи отчётности, а только спустя 30 дней, когда у него появляется доступ ко всей необходимой информации.

Что вправе сделать инспектор

Налоговая служба имеет целый набор инструментов в рамках мониторинга:
  • Запрос пояснений
  • При обнаружении ошибок или сомнительных данных ФНС может обратиться за разъяснениями: устно (по телефону или через мессенджер), через систему раскрытия данных (витрину) или направить официальное требование (сервис № 13). Ответ от организации должен поступить в течение 5 рабочих дней. Если выявленные ошибки подтвердятся, налоговый орган направляет уведомление о намерении сформировать мотивированное мнение. У компании остаётся 15 дней на аргументированный ответ. При его отсутствии или неубедительности инспекция формирует мотивированное мнение с обоснованием своей позиции.
  • Истребование дополнительных документов — При нехватке информации инспектор может запросить документы через витрину (сервис № 12) либо в исключительных случаях — через ТКС. Ответ необходимо предоставить в течение 10 рабочих дней. При задержке — следует заранее предупредить инспекцию.
  • Вызов свидетелей — Статья 90 НК РФ разрешает налоговой службе приглашать свидетелей — физических лиц, обладающих знаниями по важным обстоятельствам (например, сотрудников партнёров или логистических служб).
  • Осмотр территории — Согласно статье 92 НК РФ, инспекция вправе осматривать помещения, если, к примеру, заявлено возмещение НДС или в декларации найдены несоответствия. Доступ обеспечивается на основании порядка, предусмотренного ст. 91 НК РФ.
  • Назначение экспертизы — При необходимости привлечения узких специалистов (например, в области юриспруденции или учёта) инспектор может инициировать проведение экспертизы. Она осуществляется по аналогии с теми, что используются в рамках обычных налоговых проверок (ст. 95 НК РФ).
Возможные изменения законодательства

В настоящее время рассматривается законопроект № 154001 от Минфина РФ, предполагающий расширение полномочий налоговиков. Планируется наделить инспекторов правом выемки документов и осмотра помещений при определённых условиях. Пока закон не принят, эти меры в налоговом мониторинге не применяются.

Форматы представления пояснений и документации

Организации могут направлять необходимые материалы несколькими способами:
  • лично — на бумаге с заверением,
  • по ТКС — в электронном виде,
  • посредством ИТ-систем — напрямую с сервера или в виде скан-копий с ЭЦП.
Важно отметить, что налоговый орган не может повторно запрашивать документы, ранее уже предоставленные, вне зависимости от того, каким способом они были переданы.

Возможны ли выездные проверки?

Выездные налоговые проверки в рамках мониторинга допускаются крайне редко. Однако они возможны в отдельных ситуациях:
  • при проверке нижестоящей инспекции вышестоящей;
  • при досрочном прекращении мониторинга;
  • в случае игнорирования мотивированного мнения;
  • если уточнённая декларация привела к снижению налоговой нагрузки или увеличению заявленных к возмещению сумм.
Заключение

Несмотря на процедуры контроля, налоговый мониторинг дает бизнесу множество преимуществ, с которые перечислены в статье «Налоговый мониторинг: причины перейти на новый уровень взаимодействия с ФНС», чтобы понять, почему компании стремятся к участию в этом режиме.